По поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова сегодня, 12 сентября 2022 года, в 81-ю годовщину открытия движения по «Дороге жизни», прокурором Ленинградской области направлено в областной суд заявление о признании военными преступлениями и преступлениями против человечности, геноцидом советского народа установленных и вновь выявленных преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны на территории региона.

Прокурорами обеспечено взаимодействие с правоохранительными органами, профильными специалистами. Изучены архивные документы и материалы по фактам массового уничтожения ни в чем неповинных граждан, военнопленных и партизан.

Установлено, что в период 1941-1944 гг. на территории Ленинградской области немецкими оккупационными властями и их пособниками путем расстрелов, истязаний, пыток, повешения, смертельных инъекций, сожжения заживо и иными способами, а также с использованием развернутой сети концентрационных лагерей  и лагерей трудовой повинности преднамеренно массово истреблено более 33 тысяч мирных граждан, свыше 109 тысяч военнопленных, проходящих военную службу в Красной Армии – Вооруженных силах СССР, насильственно угнано на принудительные работы в Германию и другие страны более 276 тысяч человек.

На территории Гатчинского района 13 сентября 1941 года немецко-фашистскими захватчиками создан лагерь «Дулаг – 154», в котором содержалось мирное население и военнопленные. В лагере был жесткий режим содержания, находившиеся в нем лица привлекались к тяжелому физическому труду, подвергались голоду. Ежедневно в лагере умирало порядка 150 человек, всего погибло около 80 тысяч человек.

По результатам изучения имеющихся архивных документов также установлено, что систематическому истреблению подвергались больные и инвалиды.

Так, за период временной оккупации территории психиатрической больницы им. Кащенко немецко-фашистскими захватчиками было уничтожено 850 душевнобольных. В январе 1942 года от нечеловеческих условий содержания, болезней, наказаний и принудительного сбора крови погибло не менее 200 несовершеннолетних в детском лагере принудительного содержания в п. Вырица.

Изложенные факты подтверждаются свидетельствами многочисленных очевидцев о истреблении советских мирных граждан на территории Ленинградской области, материалами уголовных дел и архивными данными. Убийства мирного населения и военнопленных также установлены и подтверждены приговорами судов.

Указанное заявление подано в Ленинградский областной суд в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, законных прав и интересов неопределенного круга лиц (бывших узников лагеря и родственников погибших), а также последующего доведения до мировой общественности информации о жертвах оккупантов и карателей в годы Великой Отечественной войны.  

 

 «Как не оказаться в ловушке мошенников? Прокуратура разъясняет.»

В настоящее время наблюдается рост преступлений, связанных хищением денежных средств граждан путем телефонного мошенничества.

Злоумышленники, представляясь близкими родственниками, друзьями потерпевших, сообщают о совершении ими правонарушения или о своем задержании и необходимости «решения вопроса» и компенсации причиненного ущерба.

После чего потерпевшим звонят «представители правоохранительных органов», подтверждая случившееся, и сообщают о необходимости передать денежные средства третьему лицу – так называемому «курьеру».

«Курьеры» - это посредники, используемые мошенниками для достижения своих целей за денежное вознаграждение. К их услугам прибегают для того, чтобы запутать следы и усложнить работу по установлению преступников.

Подобная преступность носит профессиональный, организованный характер, сами «курьеры» нередко даже не осознают, что становятся участниками преступной схемы. Мошенники используют множество различных абонентских номеров, зарегистрированных, как правило, на других лиц, возможности Интернет-телефонии, различного рода мессенджеров, чтобы не «засветиться», а полученные от граждан наличные денежные средства перечисляются «курьерами» на счета злоумышленников посредством банкоматов, что существенно затрудняет отслеживание переводов и установление конечного получателя.

Как правило, потерпевшими от данных преступлений являются наиболее незащищенные слови населения, в первую очередь пенсионеры.

Мошенники умело используют психологические приемы, играют чувствами и эмоциями людей, вынуждая отдавать последние накопления.

Только за 2 недели августа 2022 года на территории области зарегистрировано более 10 преступлений данной категории.

Будьте бдительны, не поддавайтесь на доводы мошенников, прекратите разговор и самостоятельно свяжитесь со своими родными и убедитесь в их безопасности.

Если Вы все же стали жертвой преступления, незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.»

 

Уточнен порядок установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций

          Постановлением Правительства РФ от 10.06.2022 № 1061 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусматривается возможность установления органами исполнительной власти субъектов РФ среднего размера специальной надбавки по согласованию с ФАС России на уровне выше, чем 35% среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в субъектах РФ, по сетям которых транспортировку газа осуществляет организация, которая также передает газ по сетям городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.      

Заместитель городского прокурора                                              Т.Ю.Смаковская

Подписан закон о частичном распространении действия Закона № 223-ФЗ на закупки у взаимозависимых лиц

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 159-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусмотрено два случая, когда госкомпании могут осуществлять закупки у взаимозависимых компаний без учета положений Закона № 223-ФЗ, а именно: если взаимозависимое лицо является заказчиком по Закону № 223-ФЗ и если закупка осуществляется в целях обеспечения единого технологического процесса, в том числе у взаимозависимого лица, не являющегося заказчиком по Закону № 223-ФЗ.

Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с указанной нормой не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления ее в силу.

Заместитель городского прокурора                                                      Т.Ю.Смаковская

В связи с установлением запрета на осуществление пассажирских перевозок лицами, имеющими судимость, внесены изменения в акты, закрепляющие требования к указанной деятельности

Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 156-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлена необходимость предоставления в регистрирующий орган физическим лицом, регистрируемым в качестве ИП, а также ИП при внесении изменений в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРИП, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, в случае, если данное физическое лицо (ИП) намерено осуществлять вид предпринимательской деятельности, включенный в перечень, который утверждается Правительством РФ, в сфере перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта. Также законом не допускается государственная регистрация в качестве ИП физического лица, которое намерено осуществлять перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта, в случае, если данное физическое лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в статье 328.1 ТК РФ, либо подвергается уголовному преследованию за эти преступления. Кроме того, документом внесены изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в части допуска отдельных категорий лиц к управлению общественным транспортом и осуществлению пассажироперевозок.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

Заместитель городского прокурора                                               Т.Ю.Смаковская

 

Разъяснен порядок представления декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи организациями и ИП

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Росалкогольрегулирование утвердило официальные разъяснения обязательных требований "О представление декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания" в которых сообщается, что индивидуальные предприниматели вне зависимости от того, осуществляется ими розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо розничная продажа этой продукции при оказании услуг общественного питания, обязаны осуществлять декларирование объемов розничной продажи данной продукции.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания, обязаны представлять декларацию согласно приложению № 8 к Порядку представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, утвержденному Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396.

Заместитель городского прокурора                                                  Т.Ю.Смаковская

Установлен порядок организации и осуществления государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны

       Кировская городская прокуратура разъясняет, что постановлением Правительства РФ от 09.06.2022 № 1052 "О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны" предусмотрены, в том числе: предмет государственного надзора, перечень должностных лиц, которые уполномочены на его осуществление, срок проведения плановой, внеплановой проверки, порядок оформления акта проверки, меры, предпринимаемые в случае выявления по результатам проверки нарушений; правила организации планирования проверок и проведения внеплановых проверок реализации федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны.

Заместитель городского прокурора                                              Т.Ю.Смаковская

Компании, которые примут на работу граждан, потерявших или рискующих потерять работу в 2022 году, смогут рассчитывать на господдержку

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Постановлением Правительства РФ от 04.06.2022 № 1021 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" установлено, что теперь из бюджета ФСС могут предоставляться субсидии также юрлицам и ИП в целях частичной компенсации затрат на выплату заработной платы трудоустроенным гражданам, которые, в частности, находились под риском увольнения, например, в случае введения режима неполного рабочего времени, простоя и т.д.


Заместитель городского прокурора                                                      Т.Ю.Смаковская

 

С 1 марта 2023 года для лиц, имеющих судимость за совершение отдельных преступлений, устанавливается запрет на управление легковыми такси и общественным транспортом

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 155-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" установлено ограничение на осуществление перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость либо подвергающихся уголовному преследованию за такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против общественной безопасности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против мира и безопасности человечества, являющиеся в соответствии с УК РФ тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС. Предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергается уголовному преследованию за указанные преступления. Документом также установлена обязанность работников, осуществляющих пассажирские перевозки, до 1 сентября 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Работники, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство другого государства - члена ЕАЭС, наряду с такой справкой обязаны представить аналогичный документ, выданный компетентным органом соответствующего государства - члена ЕАЭС.

Трудовой договор с работником, не представившим работодателю справку (для граждан государств - членов ЕАЭС - соответствующий документ) подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 ТК РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.

Заместитель городского прокурора                                                Т.Ю.Смаковская

 

Бесплатный проезд в пригородном сообщении предоставлен детям в возрасте до 7 лет

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, право провоза пассажиром детей в возрасте не старше 5 лет. Принятым законом предельный возраст ребенка увеличен до 7 лет.

Заместитель городского прокурора                                                         Т.Ю.Смаковская

Определены требования к выбросам вредных веществ, содержащимся в отработавших газах двигателей, а также тракторов с установленными на них двигателями, производимых до 31 января 2023 года включительно на территориях государств - членов ЕАЭС

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.04.2022 № 89 "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012)" установлено, что до 31 мая 2023 года включительно допускаются выпуск в обращение и реализация сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и двигателей к ним, производимых на территориях государств - членов ЕАЭС в соответствии с указанными требованиями. Оценка соответствия данной продукции может осуществляться на основании действующих сертификатов. Срок действия сертификатов соответствия - до 31 января 2023 года включительно. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия указанных сертификатов соответствия, допускается в течение срока ее годности (службы).

Заместитель городского прокурора                                                  Т.Ю.Смаковская

Внесены изменения в технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011)        

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.06.2022 № 90 "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011) уточнен порядок применения технического регламента, расширен понятийный аппарат, определен порядок исполнения и представления эксплуатационных документов, входящих в комплект низковольтного оборудования бытового и не бытового назначения, уточнен порядок обеспечения соответствия требованиям безопасности. Кроме того, отдельные изменения внесены в перечень низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации.

Заместитель городского прокурора                                               Т.Ю.Смаковская

На 2-е полугодие 2022 года для 36 субъектов РФ определены температурные коэффициенты (коэффициенты приведения к стандартным условиям)

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Приказом Росстандарта от 06.05.2022 № 1129 «Об утверждении температурных коэффициентов (коэффициентов приведения к стандартным условиям) на второе полугодие 2022 года» установлено, что температурные коэффициенты применяются в целях определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации, установленных вне помещений.

Заместитель городского прокурора                                                    Т.Ю.Смаковская 

Установлены особенности выставления счетов-фактур в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что приказом Минфина России от 28.04.2022 № 64н «О внесении изменений в Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. № 14н» установлено, что в случае поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рамках контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, выставление и получение счетов-фактур осуществляется с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) через уполномоченный орган, определенный Правительством РФ.

Счет-фактура, выставленный с использованием ЕИС, считается полученным покупателем, если продавцом получено подтверждение от уполномоченного органа. Определена процедура и порядок действий уполномоченного органа при выставлении счетов-фактур с использованием ЕИС.

Заместитель городского прокурора                                              Т.Ю.Смаковская

 

На 2022 год смягчены условия предоставления субсидии на поддержку народных художественных промыслов

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Постановлением Правительства РФ от 10.06.2022 № 1058 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов" установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно субсидии могут предоставляться в том числе на финансирование части затрат производителя на оплату энергоносителей и отчисления на страховые взносы. Кроме того установлено, что темп роста производства изделий народных художественных промыслов по отношению к показателям предыдущего года, достигнутый производителем в 2022 году, должен быть не менее 80 процентов, а начиная с 2023 года - не менее 100 процентов к показателям предыдущего года. Скорректированы также условия соглашения, заключаемого в целях предоставления субсидии.

Заместитель городского прокурора                                            Т.Ю.Смаковская

 

Работники сельского хозяйства смогут подавать заявки на получение государственной поддержки в электронной форме посредством информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса

         Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 169-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" установлено, что порядок создания, развития, эксплуатации информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса, перечень содержащейся в ней информации, порядок получения и представления такой информации, порядок регистрации и взаимодействия ее участников, а также взаимодействия с иными информационными системами устанавливается Правительством РФ. Информационная система без взимания платы будет обеспечивать, в том числе: информирование юридических и физических лиц о мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства; формирование, подачу в электронной форме заявок на получение государственной поддержки и их рассмотрение; информационное взаимодействие между участниками информационной системы в целях направления уведомлений, запросов и информации, обмена сообщениями, а также в иных предусмотренных законодательством РФ целях; сбор информации о социально-экономическом состоянии населенных пунктов, относящихся к сельским территориям. Оператором информационной системы будет являться Минсельхоз России или на основании его решения подведомственное ему федеральное государственное учреждение.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

Заместитель городского прокурора                                                       Т.Ю.Смаковская

Обновлен порядок включения сельскохозяйственных товаропроизводителей в реестр заемщиков, получивших льготный кредит

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Приказом Минсельхоза России от 19.05.2022 № 299 "Об утверждении порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков и исключения из него, а также форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г.
№ 512»  определен порядок исключения сельхозпроизводителей из указанного реестра. Кроме этого, документом утверждены новые: форма реестра потенциальных заемщиков, форма реестра заемщиков, форма заявки на перечисление субсидий, планируемых к выдаче в очередном году, форма поквартального расчета потребности в субсидии.

Признан утратившим силу аналогичный приказ Минсельхоза России от 16 июля 2019 года № 411.

Заместитель городского прокурора                                            Т.Ю.Смаковская

В Законе о защите конкуренции закреплены правовые основания предоставления самозанятым лицам преференций

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 168-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физлиц, не являющихся ИП, и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Заместитель городского прокурора                                               Т.Ю.Смаковская

Уточнены полномочия по рассмотрению дел о нарушениях правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта                                                                                                  

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 161-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что теперь Ространснадзор наделен полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 КоАП РФ, в том числе в случаях фиксации таких административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Одновременно указанные правонарушения исключены из статьи 23.3 КоАП РФ, содержащей перечень административных правонарушений, дела о которых рассматриваются органами внутренних дел (полицией).

Заместитель городского прокурора                                                     Т.Ю.Смаковская

Принятие решения о выборе управляющей организации закреплено в перечне компетенций общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

          Кировская городская прокуратура разъясняет, что Федеральным законом от 11.06.2022 № 165-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" закреплена необходимость принятия решения более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме в случае выбора способа управления таким домом и выбора управляющей организации.

Кроме того, установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам могут перечисляться напрямую лицам, которые такие услуги предоставляют, например, управляющим и ресурсоснабжающим организациям, операторам по обращению с ТКО, и прочее.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

Заместитель городского прокурора                                                Т.Ю.Смаковская

Разработаны противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения оспы обезьян                                                                                                                              

         Утверждены «Методические рекомендации 3.1.0290-22. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения оспы обезьян».

Методические рекомендации предназначены для специалистов органов и организаций Роспотребнадзора, органов здравоохранения и других заинтересованных лиц и организаций.

Рекомендациями предусмотрены, в частности: организационные мероприятия (организация проведения информационно-методической работы с врачами всех специальностей по диагностике оспы обезьян и др.), противоэпидемические мероприятия (усиление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ в отношении лиц, прибывающих из неблагополучных регионов, установление границ очага и др.), мероприятия при выявлении больного оспой обезьян (или с подозрением на заболевание) в медорганизациях, дезинфекционные мероприятия.

Заместитель городского прокурора                                                         Т.Ю.Смаковская

Определены часто встречающиеся нарушения обязательных требований в сферах деятельности, подконтрольных Ростехнадзору

         Кировская городская прокуратура разъясняет, что утвержденный Ростехнадзором «Перечень часто встречающихся нарушений обязательных требований в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» содержит, в том числе нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, ответственность за их нарушение, степень риска причинения вреда (высокая, средняя, низкая), степень тяжести негативных последствий нарушения (тяжкая, средней тяжести, легкая), основные причины нарушений; количество выявленных нарушений за отчетный период.                                      

Заместитель Генерального прокурора России Алексей Захаров провел личный прием граждан в Ленинградской области.

Сегодня, 15 марта 2022 года, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Алексей Захаров в режиме видеоконференцсвязи провел личный прием граждан, проживающих в Ленинградской области.

В приеме граждан участвовали прокурор Ленинградской области Сергей Жуковский, заместитель председателя Правительства Ленинградской области Евгений Барановский, уполномоченный по правам ребенка в Ленинградской области Тамара Литвинова, уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов.

Обращения граждан, обратившихся на прием к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, касались вопросов соблюдения законности в сферах жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, безопасности дорожного движения, здравоохранения.

Например, заявительница из поселка Приладожский Кировского района пожаловалась на ненадлежащую организацию работы рейсовых автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту № 579 «пос. Приладожский – Санкт-Петербург». Жительница поселка Виллози Ломоносовского района сообщила о плохом качестве оказания услуг по вывозу бытового мусора с территории поселения.

Граждане указывали на ненадлежащее исполнение управляющими компаниями обязанностей по содержанию общедомового имущества, бездействие органов местного самоуправления по организации уличного освещения.

Так, житель г. Гатчины поднял вопрос о бездействии управляющей компании, которая в течение 15 лет не проводила ремонт в подъезде многоквартирного дома.

В ходе личного приема Алексеем Захаровым принято 11 граждан, проживающих в Волховском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Ломоносовском, Лужском, Приозерском и Сланцевском районах.

По каждому их обращению организована проверка, ход и результаты которых находятся на личном контроле заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу

 

Кировский городской суд Ленинградской области рассмотрел уголовное дело в отношении 20-летнего местного жителя. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы).

В суде установлено, что молодой человек умышленно, не желая проходить военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, неоднократно уклонялся от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Суд, согласившись с мнением государственного обвинителя, назначил ему наказание в виде штрафа в размере 23 000 рублей.

Приговор вступил в законную силу. 

Кировская городская прокуратура

Упрощен порядок предоставления налоговых вычетов

Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Вносимыми изменениями упрощен порядок получения имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), а также инвестиционных вычетов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Новый порядок предполагает бесконтактное взаимодействие с налоговыми органами через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и автоматизированную проверку права налогоплательщика на получение соответствующего вычета.

Закон устанавливает ответственность налогового агента и банка за представление недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками налоговых вычетов. Размер штрафа может составить 20% от суммы налога, возвращенного налоговым органом налогоплательщику.

Кроме того, в соответствии с принятым законом иностранные компании и иностранные структуры без образования юрлица будут обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о своих участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих).

Сформированные по состоянию на 31 декабря сведения необходимо будет представлять не позднее 28 марта в налоговый орган по месту постановки на учет.

Данная обязанность не распространяется на иностранные организации, которые стоят на учете в налоговом органе только на основании оказания ими услуг в электронной форме при их реализации на территории РФ.

Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений.

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок. Законом предусматриваются также особенности применения положений, устанавливающих новый порядок предоставления налоговых вычетов.

 

Можно ли учителям принимать подарки?

Понятие подарка законодательно не определено. При этом из определения договора дарения следует, что подарок – это, прежде всего, вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается.

Работникам образовательных организаций, в том числе учителям, запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб.

Получение учителем подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений.

Локальными актами образовательной организации могут быть предусмотрены дополнительные ограничения, связанные с получением подарков, а также регламентирован порядок их получения.

Учитель вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида.

За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение).

Также учитель может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в его действиях состава преступления (ст. 290 УК РФ).

За какие действия должностного лица полученные денежные средства будут считаться взяткой?

Во-первых, уголовная ответственность за получение взятки установлена за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции.

Например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения.

Во-вторых, ответственность установлена за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию).

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения.

В-третьих, за общее покровительство или попустительство по службе.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Кроме того, уголовная ответственность установлена за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.д.

Об ответственности за мелкое взяточничество

До 2016 года в российском законодательстве степень тяжести и мера ответственности не ставились в зависимость от суммы незаконного вознаграждения ни для тех, кто его получает, ни для тех, кто дает.

В июле 2016 года в Уголовный кодекс РФ введена в действие статья о мелком взяточничестве – ст. 291.2 УК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ).

Ответственность по данной статье наступает, когда размер взятки не превышает 10 тысяч рублей.

Само понятие «взятка» подразумевает незаконное получение должностным лицом лично или через посредников денежных средств или иных материальных и нематериальных благ за незаконное действие или бездействие.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, максимальное наказание может быть назначено в виде лишения свободы сроком до одного года.

Если виновный ранее судим за те же действия или посредничество во взяточничестве, его действия подпадают под ч. 2 ст. 291.2 УК РФ, максимальное наказание за которые составляет до трех лет лишения свободы.

В случае добровольного сообщения в правоохранительные органы о факте преступления после его совершения, активном способствовании его раскрытию и расследованию, в случае, когда имело место вымогательство взятки, виновное лицо подлежит освобождению от уголовной  ответственности.

Расследование таких преступлений осуществляется органами Следственного комитета РФ.

Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы.

Установлено, что Национальный план реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, по следующим основным направлениям, в том числе:

совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;

повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.

Указ вступил в законную силу со дня его подписания (16.08.2021).

Роль граждан в борьбе с коррупцией

Противодействие коррупции – это деятельность не только федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.

Противодействие коррупции не ограничивается лишь борьбой с коррупцией. Принимаются меры по профилактике коррупции, по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Важным является воспитание культуры непринятия коррупции, повышение юридической грамотности населения. Преступники часто пользуются незнанием гражданами законов для того, чтобы вымогать у них взятки.

Помните, что за дачу взятки и за посредничество во взяточничестве установлена уголовная ответственность вплоть до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и до шестидесятикратной суммы взятки соответственно. А за получение взятки - вплоть до 15 лет лишения свободы со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

За мелкое взяточничество, т.е. за получение, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, предусмотрено наказание вплоть до 3-х лет лишения свободы.

При этом взятка может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера или предоставления иных имущественных прав.

Важно знать, что лицо, давшее взятку либо совершившее посредничество во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию, пресечению преступления либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело по данному факту.

Полагаем, что участие граждан в контроле соблюдения законности в работе должностных лиц играет особую роль в деле борьбы с коррупцией. Гражданский контроль может принимать различные формы. Это и наблюдение на выборах, и защита прав потребителей, и антикоррупционная деятельность, например, уведомление правоохранителей о случаях коррупции.

 

Ограничено право лиц, причастных к деятельности экстремистских или террористических организаций, быть избранными

Федеральным законом от 04.06.2021 № 157-ФЗ внесены изменения в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно поправкам, внесенным в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеют права быть избранными граждане РФ, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно изменению, внесенному в Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», также не имеет права быть избранным депутатом Госдумы гражданин РФ, причастный к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным указанными федеральными законами.

Изменения вступили в законную силу 4 июня 2021 года.

Правительством Российской Федерации утверждены требования к антитеррористической защищенности детских лагерей

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления.

Установлено, что все лагеря будут разделены на четыре категории в зависимости от прогнозируемого количества пострадавших, материального ущерба и ущерба природной среде при совершении террористического акта, а также от уровня безопасности в регионе.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности в зависимости от присвоенной категории разработан свой комплекс мер. Объектам четвёртой категории достаточно проводить антитеррористические учения, иметь пропускной режим, тревожную кнопку, схему эвакуации и план действий при возникновении чрезвычайной ситуации. К этому списку добавляются системы видеонаблюдения, охранные сигнализации и металлоискатели, если лагерь относится к третьей категории, и контрольно-пропускные пункты, если он относится ко второй категории.

Объекты первой категории, помимо всех вышеназванных мер, должны охраняться сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии или ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Выделяются объекты (территории) стационарного и нестационарного типов.

Для объектов стационарного типа всех категорий предусмотрены, в том числе оснащение системой тревожной сигнализации для вызова экстренных оперативных служб, периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений).

Установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов. Срок проведения проверки не может превышать 5 рабочих дней.

Предусмотрен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности, на полученную информацию.

Этим же постановлением утверждается форма и правила ведения паспорта безопасности, который должен быть в каждом детском лагере.

Ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ закреплена в главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) - преступления против здоровья населения и общественной нравственности.

В указанной главе в статье 228 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Санкция данной статьи предусматривает наказание вплоть до 15 лет лишения свободы.

Статье 228.1 предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Санкция данной статье предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за:

- нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ);

- незаконные приобретение, хранение или перевозку прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозку растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.3 УК РФ);

- незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.4 УК РФ);

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ);

- контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ);

- склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ);

- незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ);

- организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ);

- незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);

- незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ) и т.д.

Необходимо отметить, что практически по всем указанным статьям предусмотрено суровое наказание в виде лишения свободы на длительные сроки.

Кроме уголовной ответственности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность за:

- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества  (ст. 6.8 КоАП РФ);

- потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ);

- появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ);

- нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ (ст. 20.22 КоАП РФ).

Указанные статьи влекут ответственность в виде административного штрафа в размере до 5 тысяч рублей или административного ареста на срок до 15 суток.

Государство предоставляет право гражданам принять участие в судьбе лица, обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления

Государство предоставляет право гражданам принять участие в судьбе лица, обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления.

Так, Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ внесены существенные изменения в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, направленные на расширение применения института присяжных заседателей.

Согласно нововведениям, профессиональный судья и коллегия присяжных заседателей будут рассматривать, по ходатайству обвиняемого, уголовные дела об особо тяжких преступлениях против личности (ч. 1 ст. 105 – убийство и ч. 4 ст. 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), отнесенных к подсудности районных судов.

Кроме того, суды этого же уровня в составе судьи и коллегии присяжных заседателей смогут рассматривать и ряд иных дел об особо тяжких преступлениях, а именно о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 5 ст. 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере), ч. 4 ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств организованной группой, либо в особо крупном размере, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 357 УК РФ (геноцид),  по которым, в соответствии с положениями уголовного законодательства, в качестве наиболее строгого вида наказания не может быть назначено пожизненное лишение свободы.

В настоящее время существенное изменение заключается в сокращении количества присяжных заседателей, входящих в коллегию.

Так, ранее коллегия присяжных, рассматривающая уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов Российской Федерации, состояла из 12 присяжных заседателей, в настоящее же время составляет 8 присяжных заседателей.

Коллегия присяжных, сформированная на уровне районных судов, состоит из 6 присяжных заседателей.

Данные изменения вступили в силу с 1 июня 2018 года.

Следует отметить, что указанная форма судопроизводства имеет свою специфику, значительно отличающую ее от процедуры рассмотрения уголовного дела судьей единолично.

К примеру, в присутствии коллегии присяжных заседателей не подлежат исследованию сведения о личности подсудимого, потерпевших, вопросы производства следственных действий, законности получения доказательств.

Исследуются только те фактические обстоятельства дела, которые относятся к предъявленному подсудимому обвинению.

Приговор в отношении подсудимого выносится судьей на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, который считается обвинительным, если на вопрос о виновности подсудимого проголосовало больше половины присяжных заседателей. При равном разделении количества голосов присяжных заседателей «за» и «против» вердикт считается оправдательным.

Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены в ст. ст. 2, 3 и 7 Закона о присяжных заседателях. К таким требованиям, в частности, относятся следующие:

- наличие гражданства России;

- возраст от 25 до 64 лет включительно;

- наличие полной дееспособности;

- отсутствие судимости (присяжными заседателями могут быть лица, судимость которых погашена или снята в порядке, установленном ст. 86 УК РФ).

Кроме того, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств (п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о присяжных заседателях);

- подозреваемые, обвиняемые, подсудимые в совершении преступления по уголовным делам (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона о присяжных заседателях);

- не владеющие русским языком либо языком республики, входящей в состав РФ, на котором ведется производство по данному уголовному делу (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона о присяжных заседателях);

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (например, инвалидность по слуху, по зрению и т.д.) (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона о присяжных заседателях);

- исполняющие профессиональную деятельность в момент рассмотрения уголовного дела, которая препятствует участию в качестве присяжных заседателей (перечень профессий установлен п. п. "г", "д", "е", "е.1", "ж" п. 2 ст. 7 Закона о присяжных заседателях, к данным профессиям относятся следующие:

- военнослужащий, судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, судебный пристав, частный детектив, священнослужитель, сотрудники органов внутренних дел, федеральной таможенной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления);

- уволенные с военной службы по контракту из органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, федеральной таможенной службы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо увольнение с должности судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, судебного пристава, частного детектива, если с момента прекращения своих профессиональных обязанностей прошло менее 5 лет (п. п. "д.1", "е", "е.2" п. 2 ст. 7 Закона о присяжных заседателях).

К кругу основных прав присяжных заседателей относятся следующие:

- участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела;

- задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам;

- участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

- просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

- вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Кроме того, исходя из норм действующего законодательства присяжные заседатели также имеют и дополнительные права:

- заявить ходатайство о невозможности участия в судебном заседании в качестве присяжного заседателя (ч. 1 ст. 329 УПК РФ);

- получить от председательствующего дополнительные разъяснения по поставленным перед ними в вопросном листе вопросам (ч. 5 ст. 340 УПК РФ);

- возвратиться в зал судебного заседания из совещательной комнаты для дополнительного разъяснения председательствующим поставленных вопросов (ч. 1 ст. 344 УПК РФ);

- возвратиться в зал судебного заседания с просьбой возобновить судебное следствие и провести дополнительное исследование, если они считают это необходимым для ответов на поставленные вопросы (ч. 5 ст. 344 УПК РФ);

- обсуждать вопросы, поставленные перед ними судом, в совещательной комнате и выражать по ним свою точку зрения (ч. 1 ст. 342 УПК РФ);

- при вынесении вердикта "виновен" вправе изменить обвинение в сторону, благоприятную для подсудимого (ч. 6 ст. 343 УПК РФ);

- получать компенсационное вознаграждение за участие в судебном заседании (ч. 1 ст. 11 Закона о присяжных заседателях);

- иметь гарантии независимости и неприкосновенности судей, предусмотренные федеральным законодательством (ч. 1 ст. 12 Закона о присяжных заседателях).

В УПК РФ перечислены как основные, так и дополнительные обязанности присяжных заседателей. Большая часть основных обязанностей закреплена в ч. 2 ст. 333 УПК РФ, к которым уголовно-процессуальный закон относит следующие.

Присяжные заседатели обязаны:

- присутствовать при рассмотрении уголовного дела и не отлучаться из зала судебного заседания;

- до удаления в совещательную комнату для вынесения вердикта не выражать свое мнение по уголовному делу и не обсуждать его с другими присяжными заседателями, судом, сторонами, иными лицами (в том числе присяжные заседатели не могут выступать в СМИ);

- не общаться с лицами, которые не входят в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

- не собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

- не нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

Кроме того, анализ норм УПК РФ позволяет выделить также такие основные обязанности присяжных заседателей, как:

- ответить на вопросы, поставленные перед ними в вопросном листе (ч. 1 ст. 334 УПК РФ);

- проголосовать по всем вопросам, поставленным перед присяжными судом (ч. 3 ст. 342 УПК РФ);

- не разглашать государственную и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной в ходе рассмотрения дела, если взята соответствующая подписка (п. 24 ст. 328 УПК РФ).

Среди дополнительных обязанностей присяжных уголовно-процессуальное законодательство закрепляет следующие:

- при голосовании стремиться к принятию единодушного решения (ч. 1 ст. 343 УПК РФ);

- не учитывать при ответе на поставленные вопросы информацию о личности подсудимых и потерпевших по делу, недопустимые доказательства, заявление сторон о недопустимых методах ведения следствия и др., ставшие им известными в ходе судебного следствия или прений сторон, если председательствующий судья дал соответствующие разъяснения (ч. ч. 6 и 8 ст. 335 и ч. 3 ст. 336 УПК РФ).

К присяжным заседателям применяются следующие виды процессуальной ответственности:

- отстранение от участия в деле путем исключения из состава коллегии присяжных заседателей в случае нарушения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 333 УПК РФ (ч. 4 ст. 333 УПК РФ);

- наложение денежного взыскания за неявку в суд без уважительных причин (ч. 3 ст. 333, ст. ст. 117 и 118 УПК РФ).

        Особо следует выделить вопрос, связанный с оплатой труда присяжных.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия (примерно 500-600 рублей за каждый день судебного заседания), но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Если ежедневный средний заработок превышает размер указанного судом вознаграждения, то присяжный заседатель должен предоставить в суд справку о доходах за предыдущие 12 месяцев и копию первой и последней страниц трудовой книжки, заверенные печатью отдела кадров по месту работы.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

Для этого присяжный заседатель, участвовавший в судебных заседаниях, должен сохранить квитанции, билеты, затраченные на расходы на проезд и написать заявление в суд на возмещение понесенных расходов.

 За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Также следует отдельно отметить, что увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Данные действия обжалуются в судебном порядке, в рамках гражданского судопроизводства путем подачи соответствующего заявления в суд.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

 

Предупреждение случаев выпадения детей из окна

Внесены изменения в законодательство о государственной регистрации недвижимости

Федеральным законом от 08.12.2020 № 404-ФЗ внесены изменения в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Так, до 1 марта 2026 г. будет действовать упрощенный порядок оформления прав граждан на жилые или садовые дома, построенные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или для ведения личного подсобного хозяйства.

Одновременно предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Также до указанного срока продлевается упрощенный порядок направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, т.е. до вступления в силу уведомительного порядка, и в отношении которых не было получено разрешение на строительство.

Сроки установления административного надзора

Статьей 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-ФЗ определены сроки установления административного надзора в отношении лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы.

Так, административный надзор в отношении лиц, указанных в п. п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона (совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо  двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо  лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч.  7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ) устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В отношении лиц, указанных в п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Федерального закона (совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо  лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч.  7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ; а также в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150, ст. ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ; а также в отношении лица, совершившего в период нахождения под административным надзором преступление, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания) устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В отношении лиц, указанных в ч. 2.1 ст. 3 Федерального закона (совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости) устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

 При этом необходимо учитывать положения соответствующей редакции ст. 86 УК РФ, устанавливающей сроки погашения судимости, применяемой на дату совершения преступления.

 

 «Вместе против коррупции!»

В 2021 году Генеральная прокуратура Российской Федерации выступает организатором Международного молодежного конкурса социальной рекламы антикоррупционной направленности на тему «Вместе против коррупции!».

Участниками конкурса могут быть граждане (авторы-физические лица или творческие коллективы) в возрасте от 14 до 35 лет.

Прием конкурсных работ осуществляется с 1 мая по 1 октября 2021 г. на официальном сайте конкурса www.anticorruption.life в двух номинациях - социальный плакат и социальный видеоролик.

Правила проведения конкурса и анонсирующие материалы размещены на сайте www.anticorruption.life.